От модератора:
Участник форума Adile разместила в этой теме статью. Вот она:
Интерес к трайбл-культуре в мире в последнее время приобретает масштабы, которые растут в геометрической прогрессии, и это неудивительно – жизнь в стиле fusion в сочетании с популяризацией этнических «фишек» в массовом культурном сознании создают для этого весьма благодатную почву. Фестивали и индивидуальные перформансы отдельных коллективов, шоу и мастер-классы, кристаллизация новых стилей в рамках «традиционного» направления – и мир начинает жить в новой реальности, нанизывая на нитку культурные коды народов мира и примеряя такие «украшения» под электронные сеты и лаунж-пати. Современный человек возвращается к своим истоками – точнее, подстраивает истоки под формат своих текущих потребностей, и создает для этого соответствующую легенду, которая объясняет происхождение феномена в соответствии с существующими правилами.
Трайбл – мистический, архаичный, ритуальный, шаманский танец Племени, впитавший в себя его энергетику, на основе которого впоследствии выросла культура каждого отдельного этноса. Горячий и стремительный, как огонь в глазах испанских цыган. Пластичный, плавный и тягучий – как песок пустыни, пересекаемой арабскими племенами. Поражающий многообразием мудр и хаст, каждая из которых имеет свое мистическое значение в ритуальной церемонии жриц индийского храма. Вовлекающий в безумный экстаз трясок под бубен африканского шамана, или накрывающий «белым безмолвием» под протяжно-надрывный звук щипковых инструментов в руках эскимосов… Все эти энергии и состояния были объединены в танец как предельный инструмент выражения культурного кода этноса.
Принято считать, что в Европу, и Украину в частности, трайбл пришел из Соединенных Штатов, что и было отражено в легенде, которая прочно засела в Интернет-источниках с многочисленными перекрестными ссылками: «Tribal Belly Dance возник в Америке в 1970-е годы и является oдним из самых молодых направлений танца живота. С тех пор, данный стиль приобрел большую популярность в Штатах и других странах мира…». Нужно отдать должное американской школе – они ввели «моду на трайбл», и – как и прочие многочисленные продукты своей культуры – активно «подсадили» на этот стиль весь Старый свет, но сделали это, скорее, через культ коммерческого шоу.
Но как можно проверить достоверность легенды? Кто действительно углублялся в эту тему, изучал ее с позиции исторического и фактического подхода? То, что информации о факте нет в открытых источниках, вовсе не означает отсутствие факта как такового. Все зависит от подачи. Да, в конце 70х Джамила Салимпур и Bal Anat «начали использовать в своих фольклорных танцах элементы племенных шоу и атрибутики, которые Джамила наблюдала у носителей культуры - представителей Марокко, Алжира, Турции, Египта, Сирии и Ливана, танцевавших в США, а также в материалах изданий National Geographic», и потом эта техника была подхвачена Машей Арчер и Каролиной Нериккио. Но тогда выходит, что племенной танец – это танец синтетический, созданный для «искусственного племени»? Да и непривычно говорить о создании (именно создании) «племенного танца» в стране, где исторически не было сформированного своего этноса, где не было своего племени.
Америка – это, по сути, уникальный, но поверхностный синтез различных культур, и в рамках этой традиции танец был актуализирован (на что были свои исторические и социальные причины). Однако при всем разнообразии новых стилей и школ – фьюжн, трайбл-бурлеск, трайбл-готик, шоу-трайбл, модерн- и урбан-трайбл и т.д., которые действительно интересны и заслуженно получают овации от своего зрителя, необходимо помнить, что трайбл – это не просто набор красивых техничных движений, это не просто удачный продукт американской современной танцевальной поп-культуры.
И почему только американской? Разве мы знаем точно, что именно танцевали в 70-х в украинских селах и российских глубинках, монгольских поселениях или камбоджийских улицах? Возьмем наугад любой танец, например, туркменский кушт-депты – пусть в нем иная выстройка тела и нет привычной работы бедрами, но по сути своей – это тоже танец племени, даже если это и звучит непривычно.
Не спорю, в любом танце есть «чистота стиля», свои каноны, которые так рьяно отстаиваются школами и отслеживаются на многочисленных конкурсах. Но отношение к трайбл-культуре (именно культуре, а не только танцу) нельзя поставить в рамки «технических правил классического балета», потому что этих рамок нет. Культур много, племен еще больше – как же тогда можно объединить весь «этногенез танца» в комбинации нескольких десятков движений и связок – даже если они очень красивы и техничны?!
Классический АТС, который танцевали Bal Anat и Fat Chance Belly Dance – это именно American Tribal Style. Часть «американский» в данном словосочетании показывает, что танцоры на самом деле находятся на расстоянии континентов от тех культур, которые создали данные танцевальные формы, и фактически используют «лицензию на искусство». Впрочем, Каролина Нериккио это и не скрывала. В дальнейшем своем развитии танец очень быстро приобрел новые черты и значительно видоизменился, в том числе и в своей «идее». Техника Рейчел Брайс, «Индиго», Шарон Киары и других по праву вызывает восхищение и желание «заняться трайблом» - но это именно техника и именно в исполнении отдельных ярких личностей. А где же тогда дух племени?
По своей сути, изначально Трайбл – это танец-энергетика, танец-поток. Это может быть ритуальный вызов божества (а у каждого племени оно свое, и вызывают его на различных состояниях), или ритуальный вход в состояние тотемного животного племени; это может быть жертвоприношение или, наоборот, выражение благодарности и восхищения высшим сущностям, где главная задача – объединить силы и энергию каждого члена племени и на этом «энергетическом всплеске» сотворить магическое действие. Это может быть главный шаман племени, который «сольно», на пике своего внутреннего заряда и мистических наработок, совершает ритуал для племени.
Это тот танец, где на первое место по значимости выходит состояние, а следом за ним, уже в современном исполнении, идет техника. Последнее отнюдь не значит, что техникой не стоит заниматься. Просто воспринимать ее необходимо прежде всего как физический способ «вхождения в состояние», а не инструмент для конкуренции и удивления зрителя. И такое смещение акцентов сможет еще больше объединить между собой тех «посвященных», которые танцуют этот мистический танец.
Именно эта идея лежит в основе Школы Трайбл-культуры, которая была создана Натальей Моголивец в рамках Украинской Федерацией Танцев четыре года назад: передать не только пластику и ритм, не только звучание и технику, но показать ритуальность и сакральную основу племенного танца. Каждая жрица нашего Племени – звено ключа к познанию тайны. Она может приоткрыть завесу движением плеча – или же просто взглядом. Нас много, и мы все абсолютно не похожи друг на друга. Мы пришли в Школу разными дорогами, но они объединились в одной точке, на одной сцене, в одном храме. У нас разная энергетика, пластика и техника исполнения; каждую из нас можно сравнить с отдельным животным, с отдельной стихией, с уникальной личностью, истинная сущность которой выражается в танце – потому что трайбл возвращает нас к архаичным корням. Тотемному животному, божественной сущности, шаману племени или храмовой жрице не нужны социальные маски, им не с кем конкурировать – у них есть более высокие задачи. В одном танце они могут объединить вокруг себя различные миры. Как? Просто поставьте стопы на землю и потянитесь к солнцу – и вы это почувствуете. А если при этом ваши локти расположены асинхронно по отношению к линии горизонта – что ж, значит, по вашей воле западу сегодня повезет меньше, чем востоку.
Современная цивилизация ассоциируется прежде всего с техническим прогрессом. Современная культура – с технологией развлечений и техникой исполнения. Но в этот техногенный век Школа Трайбл-культуры танцует храмовый танец под руководством своей Главной Жрицы. И, пожалуй, только Танцующий Шива может быть еще выше этого танца…
так случилось, что эта статья уже некоторое время назад обсуждалась на нашем форуме, поэтому я посчитала логичным перенести сюда это обсуждение:
уважаемые коллеги, только что, появилась статья Елены Пихули, которая возглавляет школу Трайбл Культуры вместо Натальи Моголивец (Киев)... могу расценивать, что данная школа пошла своим путём и американская школа невызывает интереса....
З.ы. видимо это было ответом на замечание, после украинского трайбл феста, о просьбе изучать АТС.
сама статья http://raks.com.ua/forum/viewtopic.php?f=57&t=10192