Российская Федерация Танцевальных Племен

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Российская Федерация Танцевальных Племен » Интересное » Статья "TRIBAL DANCE: истоки и состояния"


Статья "TRIBAL DANCE: истоки и состояния"

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

От модератора:

Участник форума Adile разместила в этой теме статью. Вот она:
Интерес к трайбл-культуре в мире в последнее время приобретает масштабы, которые растут в геометрической прогрессии, и это неудивительно – жизнь в стиле fusion в сочетании с популяризацией этнических «фишек» в массовом культурном сознании создают для этого весьма благодатную почву. Фестивали и индивидуальные перформансы отдельных коллективов, шоу и мастер-классы, кристаллизация новых стилей в рамках «традиционного» направления – и мир начинает жить в новой реальности, нанизывая на нитку культурные коды народов мира и примеряя такие «украшения» под электронные сеты и лаунж-пати. Современный человек возвращается к своим истоками – точнее, подстраивает истоки  под формат своих текущих потребностей, и создает для этого соответствующую легенду, которая объясняет происхождение феномена в соответствии с существующими правилами.
Трайбл – мистический, архаичный, ритуальный, шаманский танец Племени, впитавший в себя его энергетику, на основе которого впоследствии выросла культура каждого отдельного этноса. Горячий и стремительный, как огонь в глазах испанских цыган. Пластичный, плавный и тягучий – как песок пустыни, пересекаемой арабскими племенами. Поражающий многообразием мудр и хаст, каждая из которых имеет свое мистическое значение в ритуальной церемонии жриц индийского храма. Вовлекающий в безумный экстаз трясок под бубен африканского шамана, или накрывающий «белым безмолвием» под протяжно-надрывный звук щипковых инструментов в руках эскимосов… Все эти энергии и состояния были объединены в танец как предельный инструмент выражения культурного кода этноса.
Принято считать, что в Европу, и Украину в частности,  трайбл  пришел из Соединенных Штатов, что и было отражено в легенде, которая прочно засела в Интернет-источниках с многочисленными перекрестными ссылками:  «Tribal Belly Dance возник в Америке в 1970-е годы и является oдним из самых молодых направлений танца живота. С тех пор, данный стиль приобрел большую популярность в Штатах и других странах мира…». Нужно отдать должное американской школе – они ввели «моду на трайбл», и – как и прочие многочисленные продукты своей культуры – активно «подсадили» на этот стиль весь Старый свет, но сделали это, скорее,  через культ коммерческого шоу.
Но как можно проверить достоверность легенды? Кто действительно углублялся в эту тему, изучал ее с позиции исторического и фактического подхода? То, что информации о факте нет в открытых источниках, вовсе не означает отсутствие факта как такового. Все зависит от подачи. Да, в конце 70х Джамила Салимпур и Bal Anat «начали использовать в своих фольклорных танцах элементы племенных шоу и атрибутики, которые Джамила наблюдала у носителей культуры - представителей Марокко, Алжира, Турции, Египта, Сирии и Ливана, танцевавших в США, а также в материалах изданий National Geographic», и потом эта техника была подхвачена Машей Арчер и Каролиной Нериккио. Но тогда выходит, что племенной танец – это танец синтетический, созданный для «искусственного племени»? Да и непривычно говорить о создании (именно создании) «племенного танца» в стране, где исторически не было сформированного своего этноса, где не было своего племени.
Америка – это, по сути, уникальный, но поверхностный синтез различных культур, и в рамках этой традиции танец был актуализирован (на что были свои исторические  и социальные причины). Однако при всем разнообразии новых стилей и школ – фьюжн, трайбл-бурлеск, трайбл-готик, шоу-трайбл, модерн- и урбан-трайбл и т.д., которые действительно интересны и заслуженно получают овации от своего зрителя, необходимо помнить, что трайбл – это не просто набор красивых техничных движений, это не просто удачный продукт американской современной танцевальной поп-культуры.
И почему только американской? Разве мы знаем точно, что именно танцевали в 70-х в украинских селах и российских глубинках, монгольских поселениях или камбоджийских улицах? Возьмем наугад любой танец, например, туркменский кушт-депты – пусть в нем иная выстройка тела и нет привычной работы бедрами, но по сути своей – это тоже танец племени, даже если это  и звучит непривычно.
Не спорю, в любом танце есть «чистота стиля», свои каноны, которые так рьяно отстаиваются школами и отслеживаются на многочисленных конкурсах. Но отношение к трайбл-культуре (именно культуре, а не только танцу) нельзя поставить в рамки «технических правил классического балета», потому что этих рамок нет. Культур много, племен еще больше – как же тогда можно объединить весь «этногенез танца» в комбинации нескольких десятков движений и связок – даже если они очень красивы и техничны?!
Классический АТС, который танцевали Bal Anat и Fat Chance Belly Dance – это именно American Tribal Style. Часть «американский» в данном словосочетании показывает, что танцоры на самом деле находятся на расстоянии континентов от тех культур, которые создали данные танцевальные формы, и фактически используют «лицензию на искусство». Впрочем, Каролина Нериккио это и не скрывала. В дальнейшем своем развитии  танец очень быстро приобрел новые черты и значительно видоизменился, в том числе и в своей «идее». Техника Рейчел Брайс, «Индиго», Шарон Киары и других по праву вызывает восхищение и желание «заняться трайблом» - но это именно техника и именно в исполнении отдельных ярких личностей.  А где же тогда дух племени?
По своей сути, изначально Трайбл – это танец-энергетика, танец-поток. Это может быть ритуальный вызов божества (а у каждого племени оно свое, и вызывают его на различных состояниях), или ритуальный вход в состояние тотемного животного племени; это может быть жертвоприношение или, наоборот, выражение благодарности и восхищения высшим сущностям, где главная задача – объединить силы и энергию каждого члена племени и на этом «энергетическом всплеске» сотворить магическое действие.  Это может быть главный шаман племени, который «сольно», на пике своего внутреннего заряда и мистических наработок, совершает ритуал для племени.
Это тот танец, где на первое место по значимости выходит состояние, а следом за ним, уже в современном исполнении, идет техника. Последнее отнюдь не значит, что техникой не стоит заниматься. Просто воспринимать ее необходимо прежде всего как физический способ «вхождения в состояние», а не инструмент для конкуренции и удивления зрителя.  И такое смещение акцентов сможет еще больше объединить между собой тех «посвященных», которые танцуют этот мистический танец.
Именно эта идея лежит в основе Школы Трайбл-культуры, которая была создана Натальей Моголивец в рамках Украинской Федерацией Танцев четыре года назад: передать не только пластику и ритм, не только звучание и технику, но показать ритуальность и сакральную основу племенного танца. Каждая жрица нашего Племени – звено ключа к познанию тайны. Она может приоткрыть завесу движением плеча – или же просто взглядом. Нас много, и мы все абсолютно не похожи друг на друга. Мы пришли в Школу разными дорогами, но они объединились в одной точке, на одной сцене, в одном храме. У нас разная энергетика, пластика  и техника исполнения; каждую из нас можно сравнить с отдельным животным, с отдельной стихией, с уникальной личностью, истинная сущность  которой выражается в танце – потому что трайбл возвращает нас к архаичным корням. Тотемному животному, божественной сущности, шаману племени или храмовой жрице не нужны социальные маски, им не с кем конкурировать – у них есть более высокие задачи. В одном танце они могут объединить вокруг себя различные миры. Как?  Просто поставьте стопы на землю и потянитесь к солнцу – и вы это почувствуете. А если при этом ваши локти расположены асинхронно по отношению к линии горизонта – что ж, значит, по вашей воле  западу сегодня повезет меньше, чем востоку.
Современная цивилизация ассоциируется прежде всего с техническим прогрессом. Современная культура – с технологией развлечений и техникой исполнения. Но в этот техногенный век Школа Трайбл-культуры танцует храмовый танец под руководством своей Главной Жрицы. И, пожалуй, только Танцующий Шива может быть еще выше этого танца…

так случилось, что эта статья уже некоторое время назад обсуждалась на нашем форуме, поэтому я посчитала логичным перенести сюда это обсуждение:

уважаемые коллеги, только что, появилась статья Елены Пихули, которая возглавляет школу Трайбл Культуры вместо Натальи Моголивец (Киев)... могу расценивать, что данная школа пошла своим путём и американская школа невызывает интереса....

З.ы. видимо это было ответом на замечание, после украинского трайбл феста, о просьбе изучать АТС.

сама статья http://raks.com.ua/forum/viewtopic.php?f=57&t=10192

2

Странноватая на мой взгляд статья.

Очень попахивает активными антиамериканскими настроениями, которые зачастую витают в эзотерических сообществах, где при слосе "Америка" начинается ступор и перетряхивание плечами.
Там считают что американцы чистой воды технократы по своей сути и выхолащивают души и умы своих последователей навязыванием свое культуры. а трайбл - создан американцами - следовательно, трайбл в американской интерпритации есть зло. А мы можем зло победить, изобретя свой трайбл....

Ну не знаю, вот такое у меня чувство возникло после прочтения статьи.
Очередной "шедевр" на тему - "мы свой, мы лучший трайбл постороим"....

Вот надоело это, хуже горькой редьки. А ведь мастера нам доказали на минувшем фесте, что АТС ЕСТЬ ОСНОВА ВСЕГО.

Мясо нарастает хорошо лишь на прочных костях - АТС скелет трайбла. И кто не изучает его - вихвяестя на хлипких псевдоподиях, либо танцует не трайбл.

3

по крайней мере, для меня всё стало на свои места, а тоя вечно смотрю на их номера с удивлённым лицом... теперь понятно, они вывели свой стиль, который нельзя рассматривать с точки зрения трайбла

4

Прочитала статью...мысль возникшая у меня, возможно, естественна для меня, как для любителя терминов... я  не поняла, а зачем тогда вообще называться американским словом "tribal bellydance", которое родилось в америке и во всем мире понимается именно как " танец синтетический, созданный для «искусственного племени»"? Ведь если мы танцуем в традиции какого-то реально существующего этноса, то у каждого этнического племенного танца есть свое аутентичное название... И в каждом языке есть свое слово для понятия "племя".... Уместно тогда их использовать... А смешение разных танцевальных традиций в вольном варианте во всем мире называется "world-fusion"...или, если человек хочет назвать свой вариант смешения по своему, то выбирает эксклюзивное название... Почему такая тяга к "изобретению велосипеда" и наделению термина "трайбл" настолько широким определением, что само его существование как термина перестает иметь всякий смысл... Слово, не обозначающее чего-либо  сколько-нибудь определенное - не обозначает ничего...

5

термин "трайбл" уже стал брендом, поэтому если этот термин присутствует, значит должно быть знание АТС...........наверняка с точки зрения бизнеса, модное слово(стиль) привлекает учащихся

6

Статья странная еще и из-за постоянной подмены понятий. Трайбл - это трайбл, этнический танец - это этнический танец, а то, что я бы назвала spiritual dance  ("духовный танец", с примесью шаманства и прочих измененных состояний сознания)- тоже само по себе, и трайбл ничуть не претендует на то, чтобы представлять из себя все варианты второго и третьего... так что "разве мы знаем точно, что именно танцевали в 70-х в украинских селах и российских глубинках, монгольских поселениях или камбоджийских улицах?" не к месту... кто-нибудь из присутствущих претендует на то, что мы представляем своим танцем все племена в мире?)) Про мистический танец я уж и не говорю - никого не заставляют его танцевать, опираясь на базу АТС. Такая большая отговорка, которая сводится к тому, что трайбл можно танцевать как угодно, лишь бы от души. Хм.

PS Вот, Ниафа очень точно сказала, про то, что расширение понятия сводит его к нулю. Я примерно это и имела в виду.

Отредактировано Inga (2009-04-03 17:58:28)

7

Tish написал(а):

термин "трайбл" уже стал брендом, поэтому если этот термин присутствует, значит должно быть знание АТС...........наверняка с точки зрения бизнеса, модное слово(стиль) привлекает учащихся

Соответственно получается, если мы имеем использование этого "брэнда" без знания базы, то мы "де-факто" имеем дело с ...недобросовестной рекламой????

8

Niafa
Да :dontknow: . Ведь их ученики будут считать, что танцуют трайбл, а не ворлд-фьюжн.

9

Жаль, но исторически сложилось так, что эта школа первая заявила о преподавании трайбла. Они же являются организаторами трайблфестивалей в Украине (недавно прошел третий). Надо отдать им должное, зовут на фестивали они всех, не исключая поклонников АТС. Однако подается это все именно с точки зрения "шаманской" философии. Соответственно, самое распространенное мнение о трайбле у нас - именно такое.

Tish, у нас нет ничего из танцев УФТ, чтобы выложить сюда, чтобы народ понял всю боль наших стенаний?

10

Нузар, у девчёнок должен біть диск с прошлогоднего феста

11

Да, кстати, мы ж таки спросили у Фред какой стиль она танцует.... На что она ответила, что "Иногда трайбл, иногда вообще фьюжн, по настроению, когда-то я использую трайбл-движения, когда-то нет..."
И если даже Фредерик не зазорно провести относительно своих танцев такое различие, то тем более странно стремление остальных назвать трайблом любое свое произведение в черном костюме и с выраженьем лица типа "Счас я вас всех медленно и со смаком слопаю!!"  ;)

12

У меня есть диски с украинских фестивалей. Чуть буду посвободней - выложу. Кого именно выкладывать?

13

...Я не уверена, что обладатели прав на эти диски, в частности Галя Воробьева, которая бывает на нашем форуме - будут  "за"... :whistle:  :blush: Тем более для рассматривания их видео в таком разрезе  :rolleyes:

14

Елена Пихуля просила выложить

Elle написал(а):

Уважаемые друзья, коллеги,

Спасибо за ваши  комментарии, мнения  и пожелания!! Ввиду возникших вопросов, хочу добавить еще несколько слов:

По поводу отношения племени и этноса: я как раз и писала о том, что первоначально был создан племенной танец, который впоследствии, в результате  объединения племен на определенной территории, был трансформирован в культурный код этноса. Согласна, он складывался не только из шаманских плясок, на него косвенно влияли даже климат и наличие элементов рельефа (как маркер «характера племени»).  Но не стоит забывать, что в древние времена каждому явлению природы, каждому «социальному действию» - будь то ежедневная процедура охоты или  периодически совершаемые обряды – придавалось сакральное и мистическое значение. Так что корни, в любом случае, стоит искать здесь. Ведь по своему происхождению,  изначально танец  –  это ритуал племени. Отсюда и наше отношение к состоянию в танце.

К вопросу американской школы: ни в одной статье, ни в одном посте от УФТ и Школы трайбл-культуры не было высказано неприятие, отсутствие интереса  или неуважение к  ней.  Мы никогда не отрицали, что используем эти движения, техническую базу. Если мы не ставим постановки в стиле American Tribal   Style (пока ;)), то это просто означает, что нас больше привлекает фьюжн, притом как «технический», так и «культурно-этнический». Это же касается и вопроса подмены понятий. Все уже признали, что трайбл – это не только ATS (чтобы впоследствии не было непониманий, еще раз повторю: я – за АТС!! Сегодня он мне нравится больше как зрителю, но кто знает, что я захочу сделать завтра). И в Bellydance superstars нам показали, что двигаться можно во многих направлениях: соедините индийский танец с техникой трайбл, и будет постановка в стиле индиан-трайбл!!! Ведь именно поэтому Indigo постоянно экспериментируют – они показывают нами новые формы!!! Так почему мы не можем наложить  трайбл-движения на «монгольскую» музыку – и получить «монгольский трайбл»??? Трайбл-бурлеск построен исключительно на технике и соответствующем настроении –  и по своей сути, он очень далек от духа племени и от АТС – но разве кто-то критикует за это его исполнителей? Нет, конечно, потому что это реально здОрово! Но тогда почему у вас вызывает недоумение храмовый трайбл? Судя по американским источникам, там никого не шокирует появление «трайбл-спирит», «урбан-трайбл», «трайбл западного побережья и т.д.». Как истинные демократы, они просто констатируют факт и пополняют классификацию.

В составе УФТ организована Школа именно Трайбл-культуры в том понимании, которое я изложила в своей статье,  а не школа American Tribal style (еще раз: это не критика, это разграничение понятий). Никто в УФТ никогда не отрицал необходимости учиться. Но обучение только ради обучения не имеет смысла – оно останавливает развитие. Вспомните Средние века, когда за все новое, за попытку «пойти против мейнстрима» предавали Инквизиции. Но после них все равно наступила Эпоха Возрождения. Так что мешает нам создавать новое? Неужели мы боимся экспериментировать? Неужели мы считаем, что у нас мало для этого таланта и креативности? Поработав над велосипедом, можно получить двигатель внутреннего сгорания и термореактор. А уважение к базовым истокам отнюдь не означает отрицание поиска и движения вперед.

Что же касается техники: да, она необходима! Да, над ней нужно работать! Задача каждого инструктора -  обучить ученика и техническим, и эмоциональным аспектам своего танца, и, я думаю, каждая из нас именно на этом принципе строит свою работу. Но если вы танцуете танец племени, вы не можете делить своих учениц на талантливых и неталантливых, вы не можете запретить своей ученице из начинающей группы выступать на фестивале только потому, что ей сложно контролировать прогиб в пояснице...

И напоследок: если бы мы были все одинаковы, нам было бы нечему друг у друга учиться. Именно поэтому Школа Трайбл-культуры ежегодно организовывает трайбл-фесты, на которые приглашает все коллективы Киева, племена Украины и соседних стран – мы дополняем друг друга своим разнообразием идей, идеологий, подходов к процессу  и состояний. Лично я это чувствую. Посмотрите диски с наших фестивалей - думаю, вы почувствуете это тоже!

P.S. Маша, прошу тебя выложить этот пост и на российском форуме в соответствующей  ветке.

15

В общем, трайбл фьюжн без АТСа...зачем нам АТС для трайбл фьюжна, когда мы и так можем самовыразиться, без него. Логично, ага...

16

Tish написал(а):

Если мы не ставим постановки в стиле American Tribal   Style (пока ;))

Автору не помешало бы почитать наш российский форум ;)

Tish написал(а):

Трайбл-бурлеск построен исключительно на технике и соответствующем настроении –  и по своей сути, он очень далек от духа племени и от АТС – но разве кто-то критикует за это его исполнителей?

Но тем не менее в нем используются и вполне прослеживаются и лексика и техника трайбл...

Меня удивляет, и уже далекоооооо не первый раз, стремление тех, кто занимается подачей информации - журналистов, преподавателей и т.д. - всю критику, вызванную своими произведениями сразу воспринять не как рекомендацию, а как ограничение и что еще более удивительно - спроецировать не только на себя, а на все трайбл-сообщество. Типа нам ВСЕМ тут запрещают самореализовываться. Но Вы же не и не популярную фантастику пишете и преподаете ;). Ведь, если Вы не только потребители информации, а  выступаета в роли ее презентеров, то это накладывает определенную ответственность перед остальным заинтересованным сообществом! Мне кажется так...

17

Опять?  %-)  Можно еще и на новом форуме парочку раз продублировать...
Ой, пока писала ответ, пост, про который писала, куда-то пропал...ля-ля-ля, я сошла с ума...  %-)

Отредактировано Confessor (2009-04-07 10:39:34)

18

Так уже. Я уже на новом форуме закрыла тему с этим опусом.

19

Niafa написал(а):

...Я не уверена, что обладатели прав на эти диски, в частности Галя Воробьева, которая бывает на нашем форуме - будут  "за"...    Тем более для рассматривания их видео в таком разрезе

Да... согласна, получится некорректно. Но мы можем попросить Галю Воробьеву и Елену Пихулю самих поделиться чем-нибудь, если они не против обсуждения. У них в архиве, как у всех есть и красивые номера, которые достойны похвалы, а есть не очень удавшиеся вещи (так это же нормально).
Суть обсуждения ведь не в том, чтобы рассказать о том, что адепты УФТ якобы плохо танцуют, а в том, чтобы понять, сколько в этих танцах именно трайбла.


Вы здесь » Российская Федерация Танцевальных Племен » Интересное » Статья "TRIBAL DANCE: истоки и состояния"