Российская Федерация Танцевальных Племен

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Бхарат-Натьям

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Этот стиль индийского танца покорил меня буквально с первого взгляда. Просто фантастика: мало того, что руки и ноги - "отдельно", да еще и мимика... Какая мимка!!!!! Мне кажется. больше не в одном танце мира не встретишь такую "работу лицом"!  :O   :crazyfun: 
Вот несколько статей о истории и построении танца в стиле Бхарат-Натьям:

Бхарат-Натьям
История стиля - Аккомпанемент - Костюмы
Последовательность танцевальных номеров

История стиля
Бхарат-Натьям считается наиболее древней формой классического танца Индии, где древняя южноиндийская танцевальная традиция и санскритские тексты «Натьяшастры» гармонично сливаются в единое целое.
Для Бхарат-Натьям характерна геометрическая четкость движений и линий танцевальной композиции. Наибольшее число композиций Бхарат-Натьяма посвящено Шиве и его сыновьям Ганеше и Сканде, но прославляются также Кришна и Рама, аватары (воплощения) Вишну.
История этого стиля насчитывает около 2000 лет. Этот стиль стал особенно популярным в храмах города Танджавур. Ранее только женщины могли участвовать в представлениях; мужчинам позволялось лишь быть учителями. В настоящее время мужчины достаточно часто участвуют в танцевальных представлениях.
Бхарат-Натьям, известный как дасьяттам, "представление девадаси" (храмовых танцовщиц), был ранее широко распространен в южной Индии, особенно в Тамилнаду. Этот танец был частью храмового ритуала, в котором участвовали девушки - невесты бога, обученные ритуальным танцам и уходу за статуей бога. Они были хорошо образованны и пользовались уважением в обществе. Девадаси подразделялись на несколько классов, каждый из которых отвечал за определенную службу в храме: раджадаси танцевали перед священной хоругвью, аланкардай - во время собраний общины, девадаси - в храмах, свадаси - во время специальных религиозных церемоний. Им нельзя было выходить замуж. С раннего детства девочки обучались в храме искусству танца и пения. В возрасте 16-ти лет они проходили ритуал символического священного брака и становились супругами бога, после чего посвящали всю свою жизнь служению ему. Они вставали засветло, зажигали священный огонь, пели гимну божеству, украшали, чистили и иногда кормили статую бога, следили за чистотой в помещениях храма и танцевали во время религиозных церемоний.
Название "Бхарат-Натьям" появилось только в 1940-х годах, когда началось возрождение индийского танца после многих лет преследований. Есть несколько известных версий о происхождении названия "бхаратнатьям".
Некоторые связывают его с Бхаратом Муни - легендарным учителем танца и учеником Бога Брахмы, который обучался тандава у самого бога Шивы, распространял свое учение по всему миру и написал "Натьяшастру". Исполнители Бхаратнатьям следуют учению, изложенному в "Натьяшастре" и в "Абхиная Дарпан" (книга, написанная Нандикешваром, известным как воплощение бога Шивы).

Слово "бхарат" в санскрите складывается из трех слогов:

"бха" значит "бхав" (чувства) или актерское мастерство,

"ра" значит "рага" (мелодия),

"та" значит "тал", или ритм.

Т.е., Бхарат-Натьям - это танец, в котором история рассказывается при помощи чувств, мелодии и ритма .

Слово "бхарат" также истолковывается следующим образом: "бхараты - избранные члены общества, святые люди, молящиеся богу при помощи музыки и танца". Ученики Лавы и Куша, сына Рамы, которые поют, танцуют и рассказывают истории, в определенный период также стали называться бхаратами.
Очевидно, что стили танца и внутренние аспекты исполнительского искусства во многом определяются исторической ситуацией, особенностями традиции и запросами публики в соответствующий период. Мы не знаем точно, каковы были стандарты и стилевые особенности Бхарат-Натьям, когда он только возник. Он непрерывно изменялся на протяжении 18-19 вв. Тем не менее, в современном репертуаре сохраняется много его архаических черт в их первозданном виде.

Аккомпанемент
Для музыкального сопровождения танца Бхарат-Натьям используются такие инструменты как мриданг, скрипка, тампура, манджира, гхата.

Вокальное сопровождение в основном соответствует южноиндийской традиции пения. Сюжеты заимствуются из тамильских или санскритских текстов и как правило имеют отношение к различным воплощениям бога Вишну или Шивы.

Костюмы
Исполнители бхаратнатьям одеты в сари или дхоти. Дхоти оборачивают вокруг ног, оно покрывает тело сзади и перекидывается вперед через правое плечо; конец аккуратно закрепляется на талии с помощью золотого узорчатого пояса. Между обеими ногами помещается кусок гофрированной материи,напоминающий китайский веер, который раскрывается, когда танцор во время танца наклоняется или сгибает ноги. Волосы и дхоти украшают белыми и оранжевыми цветами, а на лоб надевают тикку с двумя головными украшениями.

Последовательность танцевальных номеров
Алларипу. Бхаратнатьям начинается с алларипу. Танцовщица начинает танец, предлагая богу цветы. Это техническая композиция, в которой движения повторяются сначала левой, а затем правой половиной тела, это дает представление об уровне мастерства танцовщицы. Раньше исполнительница повторяла алларипу 4 раза, каждый раз поворачиваясь к одной из сторон света. Это делалось для того, чтобы люди, пришедшие в храм видели танец во всей его полноте, как его видит бог. Теперь, когда танец исполняется на сцене, это не обязательно. Во время алларипу вначале демонстрируются движения рук, ног, корпуса, затем переходят к филигранным движениям шеи, бровей, глаз. При помощи танца исполнительница просит бога, чтобы ее выступление было удачным.

Джатисварам - чисто техническая композиция, во время которой танцовщица показывает различные ритмические схемы, демонстрирует гибкость и силу своего тела, аккуратность движений при быстрой скорости.

Шабдам - здесь танцовщица вводит в танец литературу. В сопровождении вокала девушка исполняет танец-молитву, демонстрируя актерское мастерство (абхиная).

Варнам - важный элемент в последовательности танцевальных номеров. Здесь танцовщица показывает полный набор жестов и поз бхаратнатьям. В основе этой композиции обычно лежит стихотворение рассказывающее о влюбленной девушке (наика), ожидающей своего возлюбленного. Каждая строка поэмы повторяется несколько раз, каждый раз исполнительница варьирует свой танец, демонстрируя свое владение бхав (чувства). Чем выше профессиональный уровень танцовщицы, тем больше вариаций она может показать.

Падам - в этой композиции демонстрируются еще более глубокие чувства. В основе Падам тоже лежит стихотворение, взятое из какой-нибудь эпической или просто популярной книги. Большинство таких композиций рассказывает о жизни бога Кришны.

Тиллана - это 6-й элемент в последовательности танцевальных номеров бхаратнатьям. Для этого танца характерна высокая скорость, усиленная работа ног, энергичные телодвижения. Тиллана сопровождается песней, состоящей из звукоподражательных слов, не несущих смысловой нагрузки: тана, дерена, тум, лум, ялали, на, тадаре, дирдир, тани и т.д. Они помогают понять ритмический рисунок композиции.

Шлокам - последний элемент бхаратнатьям. Танцовщица молится богу, произнося шлоку на санскрите, и выполняя намаскар (приветствие и прощание), заканчивает свое выступление.

Наиболее известные исполнители Бхарат-Натьям
Кандиппа Пиллай, Гаури Амма, Балсарасвати, Е. Кришна Айяр, Рам Гопал, Рукмини Деви Арундел, Ямини Кришнамуртхи, Вайджанти Мала, Камла, Мриналини Сарабхай, Купайя и Говиндрадж Пиллай, Махалингам Пиллай, Парвати Кумар, Кальян Сундарам, Арти Шанкар.

Использованы материалы с ныне не существующего сайта http://www.jhankar.org

2

Основные позы в танце «Бхарат – Натьям» 

Как правило, правая рука танцовщицы, которая исполняет «Бхарат – Натьям» находится в положении «Бхрамара» (Bhramara). Это так называемый жест, именуемый «хастой» или «мудрой», в котором 3 скреплённых вместе пальца символизируют священный звук «Аум» (Aum).

Пальцы левой руки находятся в положении «Алападма» (Alapadma) хаста, символизирующей лотос, как духовный рост. Глаза танцовщицы обычно направлены в сторону Верховного Божества. Левая нога приподнята, что символизирует восхождение человеческого сознания с Земли на Небеса.

Считается, что «Бхарат – Натьям» - это танец огня, то есть таинственное проявление сверхъестественного элемента под названием «огонь» в человеческом теле. Это один из пяти основных танцевальных стилей (каждому стилю соответствует свой элемент), которые включают в себя такие стили, как, например, «Одисси» (Odissi), олицетворяющий элемент воды; или «Мохиниаттам» (Mohiniattam), символизирующий элемент воздуха. Движения настоящей танцовщицы напоминают движения танцующего пламени.

Современный танец «Бхарат – Натьям» редко где практикуется, как «Натья йога» (Natya Yoga), т.е. священная индусская медитация, за исключением некоторых традиционных школ.

Натарджа – верховный танцор

«Бхарат – Натьям» олицетворяет философию восхваления вечной вселенной через восхваление красоты физического тела, которая зародилась ещё на Юге Индии. В индусской мифологии вся вселенная – это танец Верховного Божества «Натарджи». Считается, что так прозвали Бога «Шиву» - индусского йога, который предался аскетизму, одновременно став воплощением божественной силы, которая боролась со злом.

В драме «Натья – Шастра» говорится: «Я узнал один из способов выражения под названием «Каисики» (Kaisiki), которым воспользовалось Божество с голубым горлом во время исполнения танца. Этот способ выражения состоит из тщательно разработанных жестов под названием «Мриду Ангахары» (Mridu Angaharas), то есть специальных движений конечностями, а также из чувств, так называемых «рас» (Rasas) и эмоциональных состояний – «Бхав» (Bhavas). Действия под названием «Крии» (Kriyas) являются душой танца. Костюм должен быть необычайно красив, соблазнителен, поскольку любовное чувство «Срингара» (Sringara) является основой танца. Увы, мужчины не могут исполнить этот танец в достойной мере. Никто кроме женщин не может исполнить его должным образом».

Весь символизм танца Шивы - Натарджи представлен в так называемом танце «Ананда Тандавам» (Ananda Tandavam). Будучи также известным как «космический танцор», он становится воплощением и проявлением вечной энергии в пяти формах, так называемых «панча – криях» (panca-kriya पन्चक्रिया), которые включают в себя: сотворение, сохранение(sthiti स्थिति), разрушение(smhara स्म्हर), сокрытие истинного Бытия за масками призраков (tirobhava तिरोभव), и покровительство, дарующее последователю данной философии изящество и плавность (anugraha अनुग्रह). Обычно Шиву изображают танцующим на крохотном теле демона «Апасмара пуруса» (Apasmara purusa), символизирующего забывчивость, потерю памяти, которого на тамильском языке называют «Муялака» (Muyalaka முயலக), что означает «невежество», уничтожение которого приведёт к озарению, истинной мудрости и освобождению из оков бытия.

05.07.2007 Источник: wikipedia.org , перевод: WorldFusion.ru (Дарина Балтаева), фото: wikipedia.org

3

Фотки:

Отредактировано maryaha (2008-05-29 17:52:26)

4

Еще:

5

Вот это "распальцовка"....  :D

6

Видео:
http://ru.youtube.com/watch?v=zs8Op8b9T … re=related
http://ru.youtube.com/watch?v=QJ6D3NgPL … re=related
http://ru.youtube.com/watch?v=prQOdTmF8 … re=related

Отредактировано maryaha (2008-05-29 17:51:06)

7

кстати тут у вас мелькают фотки не только стиля бхагарат натьям, но и КУЧИПУди.. и даже катхака..
по моему любой класический индийский стиль сюда подходит.. а кучипуди да же эфектнее смортелся бы..

Отредактировано кайра (2008-05-29 17:42:19)

8

кайра написал(а):

кстати тут у вас мелькают фотки не только стиля бхагарат натьям, но и КУЧИПУди..
по моему любой класический индийский стиль сюда подходит.. а кучипуди да же эфектнее смортелся бы..

Возможно, где-то здесь и "мелькает" костюм Кучипуди... Я не такой уж знаток индийских стилей. Хотя мне кажется, что все это - костюмы Бхарат-Натьяма. Если вы внимательно прочитаете статьи, вы увидите отличительные черты костюмов этого стиля.... Но здесь дело не в "эффектности". Эти два направления по сути разные... И говорить о том, что эффектнее нецелесообразно, на мой взгляд!  :)

9

я прочла статью... спасибо.. трайбл, кучипуди и бхагарат натьям конечно разые.. но в них не мало и общего.. ::)) моя первая база по индийским танцам была как раз бхарат натьям, затем кучипди и катхак.. (и кстати зря убрали фотку с катхаком, она просто сама по себе была красивой..)

Отредактировано кайра (2008-05-29 18:27:26)

10

maryaha написал(а):

Этот стиль индийского танца покорил меня буквально с первого взгляда. Просто фантастика: мало того, что руки и ноги - "отдельно", да еще и мимика... Какая мимка!!!!! Мне кажется. больше не в одном танце мира не встретишь такую "работу лицом"!  :O   :crazyfun:
Вот несколько статей о истории и построении танца в стиле Бхарат-Натьям:

ЕСТЬ ЕЩЕ МОХИНИ АТАМ,КУЧИПУДИ, ОСОБЛИВО В МОХИТИАТАМ , ЧУДО МИМИКА.. так что подобного не мало..

11

кайра написал(а):

ЕСТЬ ЕЩЕ МОХИНИ АТАМ,КУЧИПУДИ, ОСОБЛИВО В МОХИТИАТАМ , ЧУДО МИМИКА.. так что подобного не мало..

Да-да, я видела видео всех этих стилей. но больше всего почему-то зацепил Бхарат-Натьям...  :)  ДАже так сразу и не скажешь, чем конкретно. Всем, наверное!  :)

12

бхарат мой первый классический стиль из индийских, но он мне не пошел.. не понравилась  прямолинейность , если сравнивать со стилями боевых искусств то он похож на карате немного дубовый и прямолинейный , и я потом ушла в кучипуди и катхак.. немного одисси(. но совчсем чуть чуть.. из одисси)

Отредактировано кайра (2008-08-26 10:53:41)

13

кайра написал(а):

бхарат мой первый классический стиль из индийских, но он мне не пошел.. не понравилась  прямолинейность , если сравнивать со стилями боевых искусств то он похож на карате немного дубовый и прямолинейный , и я потом ушла в кучипуди и катхак.. немного одисси(. но совчсем чуть чуть.. из одисси)

А мне наоборот нравится именно прямолинейность и четкость.... Видимо, из-за того, что я достаточно долгое время занималась боевыми искусствами... :)

14

солнышко  так и боевые искусства тоже разные.. моя база это вин-чунь средний и ближний бой. и я инструктор уже(в рукопашке вин-чуне и системе целостного волнового движения  у меня в боевухе то же синтез. этих ввидов.). .. карате мне тоже в свео вермя не пошло..
айкидо кстати  кругленький как одисси, скажем так... и т.д. ::))боевухой я занимаюсь тоже почти 20 лет..как и танцами..::))

15

Ну да, школа, в которой я занималась, принадлежит бирманскому стилю Чой, близкий к Кунг-Фу... Там действительно больше прямолинейных движения, хотя разное встречается... :) Че-то оффтоп пошел...  :offtop:

16

Тема переехала:
http://www.tribal.su/viewtopic.php?f=20 … cfc6512f44